Новости

Указ Президента Российской Федерации № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», был подписан Владимиром Путиным 7 мая. На...
Прошло собрание Рабочей группы по вопросам страхования. Мероприятие состоялось 30 мая в Москве, на площадке НОСТРОя.
Все

Cтатьи

Стандарты серии ISO 9000

Стандарты ИСО серии 9000 – это подход к организации деятельности компании, закрепленный в виде рамочных требований к системе менеджмента качества, применение которой сегодня дает очевидный положительный эффект – они годны как для решения экономических проблем, так и для выполнения различных задач, связанных с оценкой любого вида бизнеса. Это вполне приемлемо для любой организации независимо от того производит ли она товары либо оказывает услуги.

Сегодня чтобы быть успешным нужно иметь такие преимущества, которые выгодно бы отличали от конкурентов. Одно из таких преимуществ дает система менеджмента качества, сертифицированная в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Несомненные преимущества такой системы управления в том, что она упорядочивает деятельность, т.е. стандартизирует взаимоотношения между отдельными исполнителями и подразделениями, причем версия ГОСТ Р ИСО 9001-2001 основана на применении процессного подхода. Принципиальное отличие процессного подхода от функционального заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется не на самостоятельных функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в отдельные потоки и нацеленных на конечные результаты деятельности организации. При этом главное внимание обращается не на вертикальные связи в организационной структуре, которые традиционно хорошо отлажены, а на горизонтальные, являющиеся наиболее слабыми и потому представляющими реальную опасность для прочности как организационной структуры, так и эффективного менеджмента организации. Определяющее достоинство процессного подхода заключается прежде всего в управлении процессами на стыках деятельности подразделений и конкретных исполнителей.

Преимущество системы менеджмента качества в том, что она:

  1. Упорядочивает деятельность внутри организации посредством описания взаимодействия между отдельными исполнителями и подразделениями.
  2. Является средством разрешения конфликтов между подразделениями: стандарт позволяет «договориться», т.е. принять консенсус, устраиваемый всех непримиримых оппонентов.
  3. Предоставляет дополнительное преимущество перед конкурентами: соответствие международным стандартам выводит бизнес на качественно новый уровень.
  4. Позволяет осуществлять постоянный мониторинг процессов посредством различных механизмов: самооценки, процесса постоянного улучшения, внутреннего аудита, что позволяет выявлять несоответствия и оперативно устранять их.
  5. Организует деятельность на основе принципов менеджмента качества, позволяет вовлекать весь персонал в работы по качеству, что позволяет использовать полностью потенциал персонала организации.

Какие действия необходимо предпринять организации для разработки и внедрения система менеджмента качества?

  1. Прежде всего должна осуществляться поддержка высшего руководства. Один из принципов качества звучит как «Лидерство руководителей», что подразумевает демонстрацию приверженности качеству собственным примером, создания единства целей организации и ее управления. Приказом руководителя организации должны быть назначены ответственные за разработку системы, установлены сроки.
  2. Необходимо выделить ресурсы: финансовые, информационные, людские: финансовые ресурсы на разработку системы, ее сертификацию, инспекционный контроль, оплату труда специалистов отдела управления качеством, консультационные услуги.
  3. Следует установить процедуры (процессы) которые имеются в организации и описать их : обязательных шесть, но, как правило, организации требуется больше чтобы подтверждать свое соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Как правило, срок документального описания системы составляет 7-9 месяцев, на ее отработку и получение первых результатов требуется до 2-х лет.
  4. Организовать и провести предсертификационный аудит. Сделать это возможно собственными силами: для этого в организации назначают и обучают внутренних аудиторов (неосвобожденные специалисты подразделений), которые периодически (1-2 раза в год) проводят внутренние проверки, либо организуют проверки с привлечением специалистов со стороны.
  5. Провести сертификационный аудит соответствующим органом по сертификации.
  6. Оценивать результаты аудитов и проводить корректирующие и предупреждающие действия.

В стандарте установлены требования к шести обязательных процедур, позволяющих системе менеджмента качества работать эффективно. К ним относятся:
1. Управление документацией .
Документация – правило работы, с ее помощь доводится информация до персонала, она позволяет фиксировать улучшения, важна с точки зрения проверки системы.
Необходимо ввести процедуру создания, согласования, утверждения документов и внесения изменений. Основное требование: документы должны быть адекватными и актуальными, легко доступными пользователям.
2. Управление записями
В соответствующей процедуре должно быть определено, какие имеются установленные формы записей, сроки хранения, описаны способы архивации документации (системы менеджмента качества, внешних документов, других внутренних документов). Основное требование: записи должны быть актуальными, идентифицируемыми, легко читаемыми, восстанавливаемыми.
3. Внутренний аудит.
Подтверждение соответствия выполняемой деятельности установленной в соответствующей процедуре (пишем как делаем, делаем как написано). По результатам внутреннего аудита в дальнейшем предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия, а также возможности улучшения процесса. В соответствии с требованиями все процессы должны быть проверены 1 раз в год на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
4. Управление несоответствующей продукцией
Несоответствующая продукция (услуга) –продукция (услуга), имеющая хотя бы одно несоответствие (определяется соответствие требованиям нормативной документации). Данный процесс предполагает обнаружение, изолирование, обследование несоответствующей продукции (услуги) и принятие решения об управлении ею.
Целью управления несоответствующей продукцией (услугой) является защита потребителя от непреднамеренной поставки ему выпущенной организацией продукции(услуги), не отвечающей установленным требованиям.
5. Корректирующие действия
Целью разработки и реализации корректирующих действий является предупреждение повторного возникновения несоответствий и других нежелательных ситуаций и устранение причин обнаруженных несоответствий или других нежелательных ситуаций
6. Предупреждающие действия
Целью данного процесса является устранение причин потенциальных несоответствий и других потенциально нежелательных ситуаций, а также предупреждение их возникновения.
Сегодня управление качеством посредством разработки, внедрения и совершенствования сертифицированной СМК, представляет собой интегральную процедуру, установленную в соответствии с требованиями стандартов, в которой увязываются технологические, коммерческие, экономические и другие факторы.
Наиболее рациональное обеспечение конкурентоспособности продукции любой организации эта процедура реализует с помощью систем менеджмента качества.
Как свидетельствует международный опыт, внедрение системы менеджмента качества позволяет предприятию:

  • существенно улучшить и оптимизировать свою деятельность и повысить производительность;
  • усилить акцент на цели своей деятельности и достижении ожиданий потребителей;
  • достичь и стабильно поддерживать высокое качество своей продукции и услуг для удовлетворения потребностей и требований потребителей;
  • обеспечить для потребителей доказательства относительно того, что организация может сделать для них;
  • открыть новые возможности или сохранить уже завоеванные сегменты рынка;
  • получить признание со стороны заказчиков через процедуру сертификации.

При этом следует понимать, что система менеджмента качества может лишь помочь в достижении упомянутых ожиданий и является только одним из способов для достижения целей, поставленных перед организацией, а также получить дополнительные преимущества.

Отправьте заявку или вопрос
  1. Ваше имя*
    Представьтесь пожалуйста
  2. Ваш Email*
    Пожалуйста укажите адрес электронной почты
  3. Телефон*
    Пожалуйста укажите номер телефона
  4. Сообщение
    Напишите пожалуйста Ваше сообщение