Создание системы саморегулирования – одно из направлений передачи избыточных функций государства бизнесу. Это акт доверия строительному, проектному, изыскательскому сообществам, в том, что они сами могут выработать правила работы на своем рынке и строго контролировать их исполнение.
Следует отметить, что создание саморегулируемых организаций это не просто спонтанное действие строителей или проектировщиков, в первую очередь инициатива проистекала от государства, которое осознало необходимость передачи некоторых регулирующих функций. Ведь деятельность в данные сферы требуют регулирования и жесткой координации в Именно для этих целей и были созданы Национальные объединения строителей, проектировщиков, изыскателей. На сегодняшний день таких СРО по всей России насчитывается – более 400.
Основными функциями СРО являются:
- проверка способности потенциальных членов СРО выполнять те или иные виды работ;
- выдача допусков СРО на строительные, проектные, изыскательские работы;
- надзор за деятельностью своих членов.
Переход от лицензирования к саморегулированию был более чем оправдан.
До становления системы саморегулирования в сферах строительства, проектирования и изысканиях Федеральный лицензионный центр за смешную сумму выдавал лицензии, которую могла получить практически любая фирма, даже состоящая из одного лишь руководителя. Какая-либо ответственность ФЛЦ за выдачу лицензии заканчивалась в момент выдачи данного документа.
Подобная ситуация обусловила острую необходимость введения саморегулирования в строительстве, проектировании, в сфере инженерных изысканий.
Многие заинтересованные лица до последнего противостояли внедрению системы саморегулирования. Об этом свидетельствует и неоднократное продление действия лицензий и негативная информация в СМИ о саморегулировании. Но так или иначе решение было принято. На данный момент членами СРО являются около 80 тысяч компании, что практически в 3 раза меньше, чем количество организаций ранее работавших по лицензиям.
Высказывалось немало опасении, что в кризисный период СРО окажутся не в силах оперативно начать работу и предоставить организациям допуски на производство опасных и технически сложных работ, что повлекло бы приостановление полноценной деятельности данных организаций. Этого не произошло.
По прошествии двух лет можно говорить о мягком переходе от регулирования государственного к саморегулированию и о невозможности возврата института лицензирования. Стоит заметить, что административные барьеры вместе со становлением саморегулирования не исчезли, но благодаря совместной работе государства и саморегулируемых организаций их удастся минимизировать. Уже сейчас в регионах проводится работа по сбору информации о существовании административных барьеров, которая в дальнейшем будет использована разработчиками нормативно-правовых актов.
Можно говорить о сокращении чисто формальных и бюрократических требований к строительным, проектным и изыскательским организациям. Что же касается количества реальных требований к компаниям - оно выросло, что совершенно разумно. Например, если раньше лицензирующие органы не проверяли наличие специалистов, необходимых для выполнения тех или иных работ, то сейчас СРО строго следят за этим.
В соответствии с законом о саморегулировании СРО получили возможность создания собственных стандартов и требовании для своих членов. Это приводит к ситуациям, когда в различных регионах страны требования к одинаковым видам работ отличаются. Поэтому перед национальными объединениями СРО стоит задача унификации документов для деятельности саморегулируемых организаций.
Существует вопрос и о различных взносах при вступлении в СРО, насколько они оправданы. Стоит обратить внимание на следующие данные: при стоимости строительной лицензии 1300 р. организация должна была расстаться с 250-500 т.р. При этом ни о какой защите интересов организации или о ее ответственности не шло и речи. Теперь же национальные объединения СРО отстаивают позиции компаний в органах государственной власти. Стоит упомянуть и о том что база СНиП морально устарела, а на ее обновления требуются огромные силы и средства. На эти и многие другие функции в год Национальные объединения СРО требуют от своих членов всего лишь 5 т.р. Теперь что касается взносов в СРО, в котором состоит компания. Данные средства расходуются на проведение проверок при выдаче допусков, повышении квалификации, плановых проверках и др. Взнос же в компенсационный фонд установлен законом и является единовременным. Вступительный и компенсационный взносы уплачиваются один раз и остается лишь ежегодный членский взнос, а это небольшие деньги. Поэтому разговоры об увеличении финансового бремени, ложащегося на организацию при вступлении в СРО сильно преувеличены.
Перспективы института саморегулирования в России оптимистичные. Можно говорить о переходе саморегулирования от периода становления к периоду реальной, плановой работы. На данный момент в России насчитывается 427 СРО, а это довольно много, поэтому в будущем мы увидим тенденцию к их укрупнению. Это позволит избежать ситуаций когда в одном субъекте федерации существует одно СРО и конкурентам туда просто не пробиться. Так же у крупного СРО больше возможности для отстаивания интересов своих членов, потребителей, третьих лиц, в том числе благодаря солидному компенсационному фонду.
Подводя итог, можно говорить о состоятельности института саморегулирования в России.