Оформить допуск СРО ТеплоЭнергетиков
Повышение квалификации теплоэенергетиков
Вступление
Механизм саморегулирования в области теплоэнергетики явление новое и неизбежное. Как и в прочих отраслях народного хозяйства прослеживается общая тенденция ухода от государственного регулирования и переход к европейской практике - практике саморегулирования.Поэтому появление Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», в котором отдельная глава посвящена саморегулируемым организациям в сфере теплоснабжения, регламентирующая необходимость получения допуска СРО организациями топливно-энергетического комплекса, производящих тепловую энергию и тепловые носители, а также осуществляющих передачу тепловой энергии и теплового носителя по тепловым сетям, абсолютно логично.
Правовая регламентация
1) Законодательная основа СРО в области теплоэнергетики:Федеральный Закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении"
Федеральный Закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении"
а) Норма регламентирующая необходимость вступления в СРО в сфере теплоэнергетики
В соответствии с п.1 ст. 27 ФЗ «О Теплоснабжении»: «Теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, вправе осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения только при наличии выданного этой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения. Форма свидетельства о допуске устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения».
Исходя из текста этой статьи очевидно, что теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация не являющаяся членом СРО в области теплоснабжения не в праве осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения.
б) Норма регламентирующая требования к созданию СРО в сфере теплоэнергетики
Статья 24. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения
1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения при условии ее соответствия следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста юридических лиц, являющихся теплоснабжающими организациями и (или) теплосетевыми организациями, и (или) индивидуальных предпринимателей;
2) обеспечение некоммерческой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями посредством наличия:
а) компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, услуг в сфере теплоснабжения, в размере не менее чем пятнадцать тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
б) системы личного и (или) коллективного страхования ответственности;
3) наличие документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
2. Приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения допускается, если некоммерческие организации объединяют лиц, осуществляющих следующие виды деятельности в сфере теплоснабжения:
1) производство тепловой энергии, теплоносителя;
2) передача тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
3. Саморегулируемая организация в сфере теплоснабжения обязана разработать и утвердить:
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов теплоснабжения, - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией в сфере теплоснабжения свидетельств о допуске к работам на объектах теплоснабжения;
2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
В соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ «О теплоснабжении», допуск саморегулируемой организации в области теплоэнергетики, обязателен для любых организаций: топливно-энергетического комплекса, производящих тепловую энергию и тепловые носители, а также осуществляющих передачу тепловой энергии и теплового носителя по тепловым сетям
Требование к инженерно-техническим работникам вступающим в СРО в сфере теплоэнергетики
На данный момент приказ о видах работах и необходимом количестве специалистов для проведения тех или иных работ в сфере теплоэнергетики не утвержден. В настоящее время СРО в сфере теплоэнергетики руководствуются исключительно ФЗ законом «О теплоснабжении» п. 4 ст. 25 которого гласит: «Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельства о допуске являются:1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для осуществления определенных видов деятельности в сфере теплоснабжения;
2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для осуществления при необходимости самостоятельно определенных видов деятельности в сфере теплоснабжения и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем».
На практике СРО в сфере теплоэнергетики требуют наличия в штате минимум двух специалистов с высшим энергетическим образованием (вне зависимости от работ проводимых в сфере теплоэнергетики) и повышением квалификации. Возможно, после выхода приказа, ситуация изменится, но пока чёткого регламента нет.
Учёт и контроль теплоэнергетических организаций и их оборудования
Котельное оборудование является объектом повышенной опасности, поскольку при эксплуатации котлов и котельных сосудов, а также магистральных трубопроводов и арматуры присутствуют факторы риска. К таковым относится избыточное давление, высокая температура и наличие агрессивных сред, влияющих на состояние оборудования и безопасность обслуживающего персонала. Именно поэтому использование котлов и котельного оборудования на производстве регламентируется законодательством, а именно – Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно законодательным актам, разрешение (лицензию) на использование теплоэнергетического оборудования выдает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Лицу, заинтересованному в использовании котлов или котельного оборудования, следует обратиться в Ростехнадзор с заявительными и доказательными документами, подтверждающими безопасность оборудования.В соответствии с № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разрешение на применение от Ростехнадзора (следовательно и учёт котельных) ведется только в том случае если котельная используется на производстве (то есть в промышленных масштабах). Домашние котельные (автономные котельные) не требуют получения разрешительной документации для их использования, следовательно, не требуют и учёта.
Ответственность за отсутствие свидетельства о допуске СРО в области теплоэнергетики для теплоэнергетических компаний
1) Кодекс РФ об административных правонарушенияхВ КоАП существует только одна общая норма (ст.14.1. п.2.) которую можно косвенно применить к рассматриваемой нами ситуации:
«Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой».
Лицензированию подлежат виды деятельности, определенные п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ), а также определенные другими федеральными законами применительно к видам деятельности, на которые не распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (их исчерпывающий перечень установлен п. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Также, в соответствии с законом лицензирующим органом может являться только орган исполнительной власти, каковым СРО не является, следовательно, по-моему мнению, приравнять понятия лицензии и свидетельства о допуске в рамках ст. 14.1 невозможно.
В силу того, что понятия лицензии и свидетельства о допуске не тождественны, данную статью невозможно будет применить к теплоэнергетическим компаниям, осуществляющим свою деятельность при отсутствии у них свидетельства о допуске СРО в области теплоэнергетики.
2) Уголовный кодекс РФ
cт. 171 УК РФ:
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
По поводу применения данной статьи было дано разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23, пункт 4 которого гласит:
«При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 ГК РФ)».
То есть, состав преступления, предусмотренного ст. 171 настоящего Кодекса, будет налицо в случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, либо при отсутствии требуемой по закону лицензии, либо при осуществлении такой деятельности за пределами срока действия лицензии или с нарушением условий лицензирования. Так что, по той же причине как и в ситуации с общей нормой ответственности из КоАП, данная статья УК не применима к организациям не имеющим свидетельства о допуске СРО.
Статистические данные
Теплоснабжение России обеспечивают 485 ТЭЦ, около 6,5 тысяч котельных мощностью более 20 Гкал/час и более 100 тысяч мелких котельных. Количество телоэнергетических компаний растёт вместе с развитием данной отрасли. По данным информационно-аналитического агентства к 2016 году количество теплоэнергетических компаний увеличится примерно на 20%.Реестр СРО теплоэнергетиков должен быть подготовлен Минрегионом РФ на основании Приказа "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством регионального развития Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения". Но к сегодняшнему дню Минрегион реестра пока не подготовил. Основываясь на реестрах компаний участников СРО в области теплоснабжения можно сделать вывод что примерное количество организации членов составляет от 50 до 220 компаний.
Далее приведем усредненные показатели по стоимости вступления и участи в СРО в сфере теплоснабжения.
Цены:
- Единовременный вступительный взнос в размере 10 тысяч рублей;
- Ежемесячные взносы в размере 5 тысяч рублей (для предприятий с годовой выработкой менее 2000 Гкал) и 10 тысяч рублей (для предприятий с годовой выработкой более 2000 Гкал).
- Страхование ответственности и внесение взноса в компенсационный фонд в размере 15 тысяч рублей.
Заключение
Поскольку в настоящее время государство уделяет большое внимание модернизации топливно-энергетического комплекса, вступление в СРО теплоэнергетиков – насущная необходимость для участников рынка. В соответствии с Федеральным законом «О Государственных закупках», все процессы по размещению госзаказов (в том числе в области теплоэнергетики) связаны с обязательным проведением конкурсов среди возможных поставщиков. Поэтому наличие допуска СРО теплоэнергетиков, что является обязательным законным требованием в соответствии с ФЗ «О Теплоснабжении», будет иметь определяющее значение для развития бизнеса, заключения выгодных контрактов и улучшения деловой репутации.Таким образом, с момента появления первых СРО в области теплоэнергетики, наши специалисты будут готовы обеспечить комплекс услуг в области оформления допусков СРО теплоэнергетиков.